Судостроение

Судостроение
        сложное ремесл. производство. Имело большое значение для распространения античной культуры. Греч, корабелы опирались на опыт финикийцев. Известное влияние на развитие С. оказали удлин. егип. лодки, которые вверх по Нилу шли на парусах, а спускались на веслах. Благодаря надежному управлению гребное судно имело ряд преимуществ тгеред неуклюжим парусником, вооруж. прямым парусом. Ок. 704 до н. э. появился корабль с двумя рядами весел (диера). Благодаря этому при неизм. длине судна вдвое увеличилось количество гребцов; их разместили на двух палубах внутр. нижней и верхней открытой. Позднее возник новый вид судна триера, где гребцы располагались на трех палубах (их устройство до сих пор вызывает споры). Подвижная и быстрая триера с мощным тараном пала для греков классич. военным (а также пиратским) кораблем. Она легко настигала судно противника, атаковала eго с любой позиции и благодаря тарану Moгла вывести его из строя. На триере гребцов использовали только в бою. а во время спокойного плавания триера шла под прямым парусом, крепившимся на откидной мачте, к рая могла вставляться в мачтовую ячейку. Кроме триер, греч. судостроитети создали мн. других парусников и судов различных конструкций. Парусники приводились в движение двумя или тремя прямыми парусами, крепившимися на реях. Возможно, имелся также топсель (верхний парус), мачтой которому служил большой рей В дальнейшем появилась своею рода фок-мачта, роль которой выполнял бушприт, поставл. вертикально с укрепл на нем дополнительным прямым парусом. Настоящие двухмачтовые суда употреблялись редко. Рыбаки у побережья, на море и реках пользовались обрытыми лодками различного устройства. На мореходных транспортных и рыбачьих килевых лодках от киля были натянуты шпангоуты, енабж. планками и прогпитые деревянными гвоздями, чго позволяло закруглять нос и корму либо делать их отвесными Кормовые надстройки могли быль довольно высокими. Фальшборт образовывали поручни, через которые перекидывался длинный трап. Недалеко от кормы в эти поручни был вмонтирован боковой руль весло с широкой лопастью, укретгл зажимами и вращавшееся с помощью спец. рукоя гки Скамьи гребцов были снабжены подушками для сидения и упорами для ног. Однако настил под ногами отсутствовал. В центре судна нередко помешалась каюта. Характеристикой корабля считалось количество весел; в «пятидесятивесельнике» с каждого борта сидело по 25 гребцов Исходя из этого, было определено, чго макс, технически выгодная дл. для открытых лодочных конструкций равняется 45 м. Ок. 400 до н. э. в Сиракузах С. перешло от строительства высоких военных кораблей, приводимых в движение командой гребцов, сидевших один над трут им. на строительство широких судов, т не на одной скамье каждым веслом управляло неск. человек благодаря этому греч. военные суда стали быстроходнее и мощнее при таране, чем карфагенские. Флот состоял преим из гетрер, пентеры были редки, поскольку их размеры создавали трудности при размещении гребцов. Имевшиеся корабли-монстры с 10 15 гребцами на каждой скамье не обладати большой боевой силой, поскольку команда гребцов из 800 900 человек при каждой передышке была вынуждена покидать судно. Основную продукцию С составляли грузовые и пассажирские парусники. Наиболее хорошо известен из античных описаний 54-метровый грузовой корабть «Исида» шир. 13. 5 м (шир. к дл 1:4) и необычайно высокий П м, водоизмещением 2800 брутто–peг. т. Водоизмещением более 3000 брутто–peг. т. обладал построенный Нероном II корабль «Сиракузия» (позднее переименованный в «Александрию») с Ю четырехместными каюгами и тремя салонами Корабль курсировал только между Сиракузами и Александрией, т к. его не мот принять ни один другой порт. Но как правило, нормальные грузовые суда (прежде всего быстроходные парусники) бьпи гораздо меньше. Еще во времена Цицерона строили корабли грузоподъемностью всего лишь 13 18 т. Даже более вместительные парусники обладали грузоподъемностью 30-150 т. и соответствовали размерам судов, которые использовались Колумбом уже в 1492. В античные времена строились и более крупные корабли, т. к. для перевозки обелисков из Египта в Рим необходимы были транспортные средства грузоподъемностью не менее 1335 т. Однако античные судостроители не выработали единых типов парусных судов. С 5 в. до н. э. судостроители строили корабли спец. назначения. Об этом свидетельствует такое, например, специфич. обозначение для быстроходного судна, как «пиратский корабль», а также трафич. изображения кораблей, сделанных по заказу черноморских рыбаков, именовавшихся «ловцы тунцов». Ипотеки (система закладов и кредитов) в судостроении существовали уже в 5 в до н. э. в Афинах, которые до конца Пелопоннесской войны обладали крупнейшей греч. верфью, а также военным и торговым портом. Затем центр С. переместился в Сиракузы, а через 100 лет главенствующее положение заняла Александрия. Свой вклад в дальнейшее развитие С. римляне внесли изобретением клинкерных судов. Они сконструировали абордажный мостик для борьбы с карфагенскими кораблями во время 1-й Пунической войны, но это изобретение вскоре устарело, т. к. корабли начали оснащать метательными орудиями. В дальнейшем, во времена Римской империи, большие корабли были оснащены «патерностерами» (помпами, действующими по принципу непрерывно двигающегося лифта) и поршневыми насосами для откачивания воды. В документах 1 в. н. э. упоминается о количестве пассажиров на кораблях. Так, вместе с апостолом Павлом в Рим ехали 276 пассажиров, с Иосифом Флавием 600. Рим. судостроители создали многочисл. суда для плавания во внутренних водах. Скорость античных кораблей была не более 2 4 мор. миль в час. Поскольку зимой навигация прекращалась, крупные корабли, не говоря уже о маленьких тодках, извлекались на берег. Боевые суда содержались в доках.
        
        рис. 1. Типы судов на Ниле (с мозаики в Палестрине): а — парусник с каютой, b — папирусная рыбачья лодка, с — гребная галера.
        
        рис. 2. Парусник: 1 — нос с носовой фигурой; 2 — боковой руль (весло); 3 — рулевая штанга с румпелем (рукояткой руля); 4 — носовая надстройка; 5 — ватерлиния: 6 — мачта; 7 — канаты (штаги); 8 — ванты (с талями); 9 — брассы, 10 — прямой парус, сшитый из 36 частей; 11 — большой рей (рея); 12 — топсель, сшитый из восьми частей; 13 — кормовая фигура; 14 — бугшприт; 15 — рей бугшприта; 16 — кливер, сшитый из 12 частей: 17 — брассы.
        
        рис. 3. Реконструкция 5-палубной пентеры в поперечном разрезе. Палубы находятся одна над другой Длина весел колеблется от 2,25 до 5,85 м (отношение плеча нагрузки к плечу силы колеблется oт 4,3:1 до 3.5:1). При этом почти невозможно было выдерживать такт.
        
        рис. 4. Реконструкция пентеры в продольном разрезе. Гребцы сидели на скамьях по пяти человек на каждой. Скамьи были усыновлены наискось и слегка приподняты к центру судна (плечо нагрузки относится к плечу силы как 1.5:1).

Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. . 1989.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Судостроение" в других словарях:

  • судостроение — судостроение …   Орфографический словарь-справочник

  • судостроение — кораблестроительство, кораблестроение Словарь русских синонимов. судостроение кораблестроение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • Судостроение —       1) (Межевой канал, 4), научно производственное объединение. Создано в 1988. Относится к Министерству речного флота РСФСР. В головную структурную единицу НПО входят Центральное технико конструкторское бюро, научно исследовательское и… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • судостроение —     СУДОСТРОЕНИЕ, кораблестроение …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • «Судостроение» — (улица Гоголя, 8), издательство Госкомитета СССР по печати. Основано в 1940 как судпромгиз, с 1964 современное название. Выпускает научные, учебные, производственные, справочные и научно популярные книги по судостроению и судоремонту, судовому… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • СУДОСТРОЕНИЕ — издательство, Санкт Петербург. Основано в 1940. Литература по судостроению и судоремонту, судовому машиностроению и приборостроению …   Большой Энциклопедический словарь

  • СУДОСТРОЕНИЕ — СУДОСТРОЕНИЕ, судостроения, мн. нет, ср. Постройка, строительство судов (см. судно2). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • СУДОСТРОЕНИЕ — СУДОСТРОЕНИЕ, я, ср. Теория и практика постройки судна 2. | прил. судостроительный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • СУДОСТРОЕНИЕ — (Shipbuilding) отрасль промышленности, занимающаяся постройкой судов. С. делится на морское и речное; по виду материалов, из которых строятся суда, и по типу судов на стальное, деревянное и железобетонное С; промысловое С, мелкое С. (постройка… …   Морской словарь

  • «Судостроение» — (Межевой канал, 4), научно производственное объединение. Создано в 1988. Относится к Министерству речного флота РСФСравни В головную структурную единицу НПО входят Центральное технико конструкторское бюро, научно исследовательское и проектные… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Судостроение — А) Деревянное С. Дерево впервые было применено к С., как материал легко обрабатываемый и плавучий. Наиболее простая конструкция деревянных судов это постройка из цельного куска дерева; так строятся иногда и теперь челноки, которые выдолблены или… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»